Образовательный процесс.

В середине восьмидесятых годов прошлого века кафедра общей и прикладной математики Завода-втуза при ЗИЛе (так тогда назывался МГИУ) занималась подготовкой студентов по специальности «Системы автоматизированного проектирования». Около четырнадцати лет назад группа преподавателей этой кафедры под руководством доктора физико-математических наук профессора В.Б. Миносцева поставила перед собой задачу создать специальность, выпускники которой могли бы реально претендовать на звание программистов-профессионалов.

Подготовка студентов по специальности «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» началась с 2000 года, когда появились новые государственные образовательные стандарты. 1 октября 2001 года согласно приказу №446 «О создании кафедры 36» была образована кафедра информационных систем и технологий МГИУ. Она выделилась из состава кафедры общей и прикладной математики, где долгое время работал доцент, к.ф.-м.н. Роганов Евгений Александрович, который и возглавил новую кафедру.

Сначала мы работали только с одной группой студентов, причём в первые годы количество выпускников не превышало половины поступивших. Через несколько лет у нас появилась вторая программистская специальность, а приём студентов на первый курс увеличился с 25 до 50 человек. По итогам первой сессии происходило перераспределение по двум группам, и далее процесс обучения осуществлялся по разным программам. Студенты первой группы после четырёх лет обучения защищали выпускную работу бакалавра, а через год вместе со студентами второй группы сдавали государственный экзамен и выполняли дипломную работу по специальности.

На сегодняшний день кафедра осуществляет подготовку бакалавров и магистров по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника».

Свободное ПО и учебный процесс.

В 1996–1997 годах на кафедре общей и прикладной математики началось освоение свободной операционной системы Linux. С этого момента свободное программное обеспечение стало активно использоваться в учебном процессе. В 1997 году руководством вуза было решено создать компьютерные классы для обучения старшеклассников подшефных школ информатике и информационным технологиям. В сентябре 1997 года были торжественно открыты два компьютерных класса, а к концу 2001 года в университете работало уже более десяти компьютерных классов общего доступа, рассчитанных на 25–28 человек каждый, число зарегистрированных пользователей информационно-вычислительной среды превышало 6400 человек. Кроме студентов университета в классах занимались учащиеся подшефных школ — более 2000 старшеклассников изучали основы информатики и информационных технологий по 3 часа в неделю.

Стратегия максимально широкого использования операционной системы (ОС) Linux позволила минимизировать затраты на покупку программного обеспечения и приобретать бездисковые «тонкие» клиенты. Развитием этого подхода стало создание аппаратно-программного комплекса «Горыныч», названного так его создателями в силу присутствия трёх «голов», а точнее, трёх рабочих мест, которые можно было организовать на базе одного системного блока. «Горынычи» работали под управлением ОС Linux, но позволяли подсоединиться к Windows-серверу с помощью удалённого терминала, что превращало эти «трёхголовые» компьютеры в привычные рабочие места для людей, использующих Windows. В 2002 году «Горынычи» были установлены почти во все компьютерные классы. К этому моменту пользовательские интерфейсы операционной системы Linux стали намного более дружественными, что позволило начать её массовое использование в учебном процессе.

В рамках обсуждения федеральной целевой программы «Электронная Россия» 28 ноября 2001 года в Высшей школе экономики состоялась рабочая встреча «Свободное ПО: бизнес-модели и корпоративные инициативы», на которой среди прочих обсуждался и вопрос использования свободного ПО в образовании. Имеющийся к тому моменту опыт организации учебного процесса в МГИУ был воспринят с большим интересом. Вскоре после завершения работы над первой частью свободно распространяемого гипертекстового учебного пособия по информатике и информационным технологиям МГИУ был назван лидером среди российских вузов «по части продвижения свободного софта в школьный учебный процесс».

Хочется отметить, что еще в 2002 году на одном из своих заседаний Учёный Совет МГИУ принял принципиальное решение о необходимости широкого использования свободного ПО и финансирования работ, этому способствующих, а согласно приказу Минобразования наряду с такими вузами, как МГТУ им. Баумана, МИФИ, МФТИ, Санкт-Петербургский, Петрозаводский и Ростовский университеты, МГИУ был включён в число 13 вузов — участников первого этапа реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)».

Произошедший в начале XXI века переход от офис-технологий к интернет-технологиям и появление достаточного количества высококачественного свободного ПО для ОС Linux позволили организовать учебный процесс по целому ряду дисциплин без применения Windows и других проприетарных платформ. Основной проблемой при этом явился дефицит учебно-методической литературы. Упомянутого выше учебного пособия по информатике и информационным технологиям было явно недостаточно, поэтому была развёрнута работа по созданию необходимого учебно-методического обеспечения. В результате были изданы многочисленные методические пособия, а учебник по математике и информатике для юристов, предполагающий изучение информатики с использованием свободного ПО, был даже удостоен диплома 3-го общероссийского конкурса учебных изданий для высших учебных заведений «Университетская книга — 2006» в номинации «Лучшее учебное издание по точным наукам».

На сегодняшний день в рамках реализации постановления правительства РФ "План перехода федеральных органов власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения" на период с 2011 до 2015 г. продолжается работа по расширению сферы использования свободного ПО как для развития сервисов информационно-вычислительной сети МГИУ, так и для организации учебного процесса, а также планируется организация курсов на факультете повышения квалификации по использованию свободного ПО в учебном процессе.

Автоматизация системы управления университетом.

Первые информационные системы (ИС), созданные в ЦКТ, разрабатывались практически независимо друг от друга. Общими для них было использование, в основном, свободного программного обеспечения, реляционных СУБД и клиент-серверной архитектуры. Начиная с информационных систем автоматизации работы деканатов и составления учебных планов все ИС представляли собой веб приложения. Чуть позднее были разработаны информационная система рейтинговой оценки успеваемости студентов специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», информационная система библиотеки и информационная система учёта слушателей подготовительного факультета МГИУ.

Дальнейшее увеличение количества информационных систем привело к возникновению в 2004 году единого информационного портала, объединившего ряд интерфейсов наиболее важных информационных систем. Доступ к информационному порталу получили все студенты и сотрудники университета, что позволило им получать актуальную информацию, связанную с учебным процессом. Единый портал потребовал пересмотра подхода к разграничению доступа и защите от несанкционированного использования данных. Для препятствия несанкционированному доступу к информации, хранящейся в различных ИС, использовалось несколько уровней защиты.

Одна из важнейших задач, которую позволила решить единая образовательная среда, — предоставление руководству университета целостной картины образовательного процесса, что дало возможность значительно повысить качество управления. Достигается это за счёт слаженного функционирования ряда взаимосвязанных информационных систем (ИС), среди которых важнейшими являются ИС учебного отдела, ОК и ПФО, деканатов, приёмной комиссии, КДП и библиотеки.

К 2008 году информационная система управления МГИУ включала в себя 14 основных модулей, образовавших, по существу, единую систему управления университетом. Перечень этих модулей можно считать достаточно типичным для любого российского университета, в котором активно применяются информационные технологии («Приёмная комиссия», «Деканат», «Отдел кадров», «Учебные планы», «Кабинет дипломного проектирования», «Библиотека» и т.д.). Основное отличие от большинства аналогичных систем — использование почти исключительно свободного ПО.

На сегодняшний день одной из наиболее приоритетных задач кафедры является продолжение работ над модернизацией системы управления вузом и превращением её в полноценную ERP систему, что позволит вывести вуз на современный уровень управления, внедрить в практику систему аналитического сопровождения превращения данных в полную, оперативную и достоверную информацию, необходимую для принятия решений как с точки зрения текущих задач (повышение успеваемости, переход на новые образовательные стандарты, методическое обеспечение учебного процесса, соблюдение лицензионных требований и аккредитационных показателей), так и в вопросах, связанных с реализацией стратегии развития вуза.